Синие джеты и голубые стартеры

Поделиться:

Синие джеты (Blue jets) – оптико-электрические явления, возникающие у вершин (куполов) мощных грозовых облаков мезомасштабных конвективных систем (МКС) на высотах 16-18 км. Они представляют собой светящиеся объекты конической формы, распространяющиеся до высот 40 — 45 км (то есть, охватывают верхнюю часть тропосферы и практически всю стратосферу). Угол при вершине конуса составляет около 15°, варьируя от 6° до 30°.

Таким образом, общая протяженность джета достигает 20 — 25 км, а его поперечные размеры нарастают от нескольких десятков метров в нижней части до нескольких километров в верхней. Джеты распространяются вверх почти вертикально со скоростью 100 — 150 км/с. Характерное голубое свечение отражено в названии. Максимальная яркость свечения оценивается от ~ 0,5 MРл у основания голубого джета до ~7 кРл около его вершины.

Рэле́й (Рл или R) — внесистемная единица измерения поверхностной яркости. Применяется при исследовании полярных сияний, свечения ночного неба и разных электрических явлений в верхней атмосфере. Для сравнения, поверхностная яркость ночного неба в отсутствие наземной засветки составляет около 250 Рл. Во время полярных сияний поверхностная яркость неба может возрастать до 1000 килорэлеев (кРл). Полная энергия синих джетов во всех диапазонах длин волн составляет около 30 МДж.

Внутренняя структура голубых джетов остается неясной, а суждение о ней противоречивы. Некоторые авторы представляют джет в виде дерева со сравнительно ярким стволом и ветвями — стримерами, растущими внутри узкого конуса. По мнению других, джет — это стримерная корона, подобная той, которая формируется перед ступенчатым лидером, только многократно увеличенная вследствие уменьшения плотности воздуха с высотой. Последнее мнение предполагает, что джет несет отрицательный заряд. Однако, это не кажется правдоподобным, если иметь в виду, что купол грозового облака содержит преимущественно положительный заряд.

Время жизни синих джетов оценивается примерно в 150 миллисекунд, что гораздо дольше красных спрайтов, и как правило, они тесно не связаны с ударами линейных молний в облаке. Скорее всего, джеты являются независимыми структурами в грозовых облаках. Синий цвет данного явления связан с ионизацией молекул азота, и их свечения не в красно-фиолетовой полосе, как в случае спрайтов, а в фиолетово-голубой происходит за счёт более высокого давления на данной высоте.

Впервые синие джеты наблюдались 21 октября 1989 года на чёрно-белом видео грозы над Австралией. Синие джеты встречаются намного реже, чем спрайты. Так, на протяжении 18 лет (с 1989 по 2007 гг.) было получено всего около 100 изображений данного явления.

Анализируя результаты самолетных наблюдений за синими джетами, Wescott Е.М. et al (1995) выделили в особую группу электрические разряды несколько меньших размеров. Их назвали голубыми стартерами (Blue starters). Данный подвид оптико-электрических явлений встречается гораздо реже остальных и представляет собой низко-высотные вспышки. По своей структуре данное явление напоминает синие джеты, однако намного ярче и короче их (длина не превышает 30 км). Скорость распространения стартёров колеблется от 27 до 153 км/с.

Остается неясным, являются ли стартеры начальной стадией развития голубых джетов, либо ограничения по протяженности стартеров и джетов отражают различия условий их образования и распространения. Исследователи единодушны в том, что голубые джеты и стартеры появляются только над очень активными грозовыми, чаще всего градовыми, облаками с большой частотой следования молний (до нескольких вспышек в секунду). Однако в отличие от спрайтов не обнаружена непосредственная связь между моментами возникновения джета / стартера и молниевого разряда облако-земля или облако-облако, т. е. отсутствует триггерный механизм запуска джета/стартера молнией. Отмечается, что частота молниевых разрядов В облаке после появления джета / стартера на короткое время существенно уменьшается.

Также много интересного и познавательного вы можете найти в рубрике:  ПОЗНАВАТЕЛЬНО.

Следите за погодой и климатом вместе с нами!

С Уважением, Маглипогода!

Информация, которая размещается на сайте не считается официальной
На всех страницах функционирует система уведомления правописанияОбнаружив ошибку или неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Подпишитесь на рассылку по электронной почте

С Уважением, Маглипогода!

Дисклеймер. Материалы, размещенные на данном сайте не являются официальными и не могут быть использованы, как эталонные! Все материалы предоставляются по принципу «как есть», без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий. Команда проекта «Маглипогода» не несет и не может нести какую-либо ответственность за последствия использования этих материалов. При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на соответствующую статью или страницу обязательна, при этом любое искажение оригнального текста или его рерайтинг строго запрещены!

Поддержите сайт!

Вам может также понравиться...

Подписаться
Уведомление о
3 Комментарий
Популярные
Новые Старые
Встроенные Обратные Связи
Просмотр всех комментариев
3
0
Хотелось бы услышать ваши мысли, пожалуйста, прокомментируйте.x