История праворульных машин во Владивостоке

Поделиться:

Первые ласточки с японского берега

В августе 1907 года на перекрёстке 1-й Морской и Посьетской экипаж генеральши Белой (супруги героя Порт-Артура, начальника артиллерии Владивостокской крепости Василия Белого) был опрокинут автомобилем присяжного поверенного Преображенского. Последний заплатил штраф и принёс извинения, а городская дума вскоре утвердила правила передвижения автомобилей, ограничив их скорость 12 вёрстами в час и запретив «езду вперегонки».

Вероятно, этот самый Преображенский передвигался на какой-нибудь «антилопе-гну» европейских кровей.

Что до япономарок, то некоторое их количество попало в Приморье в 1945 году в качестве трофеев советско-японской войны. Сегодня эти смешные «датсуны» можно увидеть в музее «Техника ХХ века» на Садгороде. А в Музее автомотостарины на Сахалинской имеются и трофейные праворульные мотоциклы с коляской…

Несколько позже в город попали дизельные праворульные «волги» ГАЗ-21 (те, что «с оленем»), до того возившие советских дипломатов по Сингапуру.

В 1970-х редкие иномарки попадали в закрытый город в виде исключения, в качестве довеска к фарце – пластинкам, джинсам, магнитофонам, которые привозили моряки загранплавания. Одним из первых «ниссанов» представительского класса владел легендарный начальник Дальневосточного морского пароходства Валентин Бянкин.

Ветер перемен в открытом порту

Перестройка всё изменила: с 1989 года морякам официально разрешили ввозить иномарки для личного пользования. На рубеже 1991–1992 годов сбылось пророчество Высоцкого четвертьвековой давности – «открыт закрытый порт Владивосток». А ещё годом позже машины разрешили ввозить всем подряд. Моряки имели право на льготную растаможку, причём льготу рассчитывали почему-то не в рублях или долларах, а в «экю», известных нам разве что из «Трёх мушкетёров» (0+).

Ввезённую для себя машину нельзя было сразу перепродавать. Но многие тогда покупали машину «по доверке»: юридический владелец буквально на коленке выписывал доверенность фактическому, получал деньги и отдавал ключи. Тогда-то владивостокцы и принялись наперегонки оформлять «паспорт моряка». Бывало, что за машинами отправлялся пароход с экипажем, вообще не нюхавшим моря. Тачки возили на сухогрузах, танкерах, научно-исследовательских, рыболовных, пассажирских судах. В порт Владивостока пароходы приходили сплошь увешанные бэушными тачками.

«Возвращающееся из плавания судно похоже на ёжика из детской книжки. Пёстрые автомобили принайтовлены к основанию мачты, к траловым дугам, к кран-балкам, водружены на капы кубриков и чуть ли не развешаны по бортам», – писал Пётр Вайль, шокированный Владивостоком 1990-х.

Автор фото: Юрий Мальцев

Таможенные платежи были копеечными. А поскольку в Японии машина, дожив до смешного 7-10-летнего возраста, дешевела не по дням, а по часам (с каждым годом техосмотр, так называемый сякэн, обходился всё дороже), то вполне приличный автомобиль доставался едва ли не бесплатно. За 100, 200, 300 долларов (тогда было принято рассчитываться именно в «бакинских») человек получал машину – пусть не новую, но по сравнению с «ладой» или даже «волгой», которые к тому же оставались дефицитом, она казалась космическим кораблём. Мощные моторы, комфортные подвески, «автоматы», кондиционеры, электрические стеклоподъёмники, шумоизоляция и масса других фишек, о которых наш человек не имел понятия. Гидроусилитель позволял крутить баранку одним пальцем. Ходовка не «сыпалась», движки не требовали переборки, поглощая тошнотворное топливо до левой в обоих смыслах судовой соляры включительно. Поражало модельное разнообразие: спорткары, рессорные грузовые универсалы, мощные роскошные седаны, вместительные микроавтобусы, «проходимцы»-внедорожники. Аскетический советский автолюбитель, казалось, попал в рай.

Дожившие до сегодняшних дней машины тех поколений кажутся ностальгически трогательными. Они несут на себе смешные в своей устаревшей гордости надписи: EFI, 16 valve, twin cam… А чего стоили «слепые» – выдвижные фары! Рассказывают, как офицер ГАИ, которого автомобилисты считали самым несговорчивым, увидел приехавшую на регистрацию Honda Prelude и задохнулся от возмущения: «Совсем офонарели — привозите какой-то хлам без фар! А ночью как ездить?». Когда фары плавно выехали из капота, он молча подписал бумаги, даже не проверив номер двигателя и наличие аптечки…

Неудобством – на первых порах – было отсутствие запчастей. Благо, в любом гаражном кооперативе имелся дядя Петя с кувалдой и дальзаводским опытом. Объявление из газеты «Владивосток» 1990 года: «Куплю помпу к двигателю «тойота» 13TV и его аналогам. Оплата по договорённости, можно валютой первой категории». Сейчас никому и в голову не придёт в поисках помпы подавать объявление – достаточно съездить на Военное шоссе. Да и «валюта первой категории» – прочно забытый термин. Как и СКВ – «свободно конвертируемая валюта».

Автор фото: Василий Федорченко

Хороший руль левым не назовут

К концу 1980-х относятся истории про «летучих голландцев». Водитель большегруза вдруг замечал в зеркале заднего вида машину невиданного облика, приближающуюся с невероятной быстротой. В какой-то момент обгоняемый с ужасом замечал, что на водительском месте никого нет…

В «еретическом» расположении баранки виноваты вовсе не японцы, а британцы. Именно с их имперской подачи правый руль прижился в Индии, Австралии, Новой Зеландии, Сингапуре… Что касается Японии, то тут ходит много версий. По одному предположению, британцы дали японскому правительству взятку, дабы получить гарантированный рынок сбыта. По другому – Япония привлекала для строительства железных дорог английских инженеров, в результате чего японские поезда стали разъезжаться правыми боками, а уже потом эту привычку унаследовали трамваи и автомобили. По третьей версии, в начале ХХ века японский император приобрёл себе английский «роллс-ройс» с правым рулём… Хотя, заметим, зрелый японский автопром ориентировался уже скорее на американскую, а не на европейскую индустрию. Это тоже связано с политикой – дело в том, что после Второй мировой войны Япония стала зоной влияния США.

Интересно, что в России правостороннее движение автотранспорта – а вместе с ним левый руль – узаконили только в 1927 году. Начав ускоренную модернизацию промышленности, Советская Россия взяла курс на Германию, Францию, США… Такой вот наш ответ британцу Чемберлену и заодно японским интервентам.

Приморский опыт 1990-х показал: пересесть с левого руля за правый совсем не сложно. Переучивание, как правило, занимало от нескольких часов до нескольких дней. Главной проблемой оказалось даже не расположение руля как таковое, а поменявшиеся местами рычажки поворотников и дворников. Что касается безопасности, то в некоторых отношениях правый руль в условиях российского правостороннего движения оказался, как ни странно, даже лучше. Водитель может ювелирно прижаться к бордюру и выйти на тротуар, а не на проезжую часть. Инспектору ДПС нет нужды рисковать жизнью и выходить на дорогу. Самое страшное столкновение – лобовое. Сидящий справа, будучи максимально удалённым от встречной полосы, имеет больше шансов выжить. Звучит цинично по отношению к левому переднему пассажиру, но пассажиры бывают в автомобиле не всегда – в отличие от водителя. Все эти суждения подтверждаются практикой и официальной статистикой аварийности по различным регионам России. «Хороший руль левым не назовут», – гласит чеканный дальневосточный афоризм.

Автор фото: Татьяна Ходова / «Вечерний Владивосток»

Единственная, пожалуй, сложность связана с обгоном на двухполосной дороге, когда приходится выезжать на встречку, а прямо перед тобой движется фура, мешая обзору. Но и тут водители быстро адаптировались: следует не прижиматься к фуре, а «отпустить» её, чтобы встречка просматривалась даже с правого сиденья, а потом «притопить» (благо, японские моторы позволяли резко ускориться). Водители поняли: эти машины будут до последнего заботиться о человеке и в случае чего сложат капот или багажник в гармошку, но попытаются сохранить салонную капсулу с живыми людьми внутри.

Есть ещё один недостаток праворульного автомобиля в российских условиях – направленность светового пучка фар. Взгляд «японок» скошен влево – на японскую обочину, но, выходит, на нашу встречку. Чтобы не слепить других водителей, «косые» фары необходимо регулировать.

Резюмируем: за мнимые неудобство и небезопасность правый руль критикуют лишь те, кто за ним не сидел; наличие адекватно функционирующей головы у водителя куда важнее расположения руля.

Рассвет прекрасной эпохи

С началом 1990-х праворульные иномарки стремительно вошли в моду. «Главный плюс правого руля – в том, что он не левый», – сформулировал кто-то.

Первый авторынок возник на стадионе «Строитель». В 1993 году открылась знаменитая на всю страну «Зелёнка» – рынок «Зелёный Угол», о котором разговор отдельный.

В газетах печатались объявления, напоминающие тайный шифр: б/п, с/с, д/а, п/п (то есть «без пробега, суперсалон, дизель, автомат, полный привод»). «АД 91 серый 1,5 б/к снят» – то есть универсал Nissan AD 1991 года выпуска с полуторалитровым бензиновым двигателем и механической коробкой передач, снятый с учёта и готовый к переходу в другие руки. «Лаурель 98 б/а 4wd 2,5, есть всё, 7200 у.е.» – комфортабельный седан Nissan Laurel 1998 года выпуска, бензин, автомат, полный привод, 2,5-литровый двигатель, максимальная комплектация, 7200 долларов. Порой эти объявления – настоящие микрошедевры. Вот, например, в три строки о продаже внедорожника между всеми этими «с/с» и «б/а» вклинилось слово: «Уезжаю». Оно предвосхищает естественный вопрос: зачем хозяин продаёт хорошую свежую машину, что с ней не так? Он уезжает – и даже понятно, куда: вероятнее всего – в Москву. А может, за границу. Если, конечно, не врёт…

Был недолгий период, когда автомобили меняли на квартиру. Объявление опять же 1990 года: «Меняю автомобиль-иномарку в хорошем техническом состоянии на двухкомнатную квартиру в любом районе Владивостока». Не указаны ни модель, ни год: достаточно того, что – иномарка… Именно тогда многие бесквартирные моряки сумели решить жилищный вопрос.

Автор фото: Татьяна Ходова / «Вечерний Владивосток»

Каких только историй не случалось на заре дальневосточной праворульной эпохи! Один парень привёз Nissan Gloria – чёрный универсал с загадочным иероглифическим логотипом на стекле задней двери. Потом выяснилось, что в Японии эта «глория» работала катафалком. Надо было видеть глаза японцев, гуляющих по Владивостоку и видящих машину с эмблемой похоронной конторы, которая летит по Светланской с орущей музыкой и торчащими из окон весёлыми девушками.

Стихийными бизнесменами стали почти все: привёз тачку за 500 долларов, продал за тысячу, даже не сменив масла, купил другую – выше классом: после «короллы» – «корону», после «короны» – «краун»… Многих перестройка и последовавшие за ней катаклизмы оставили без работы или без зарплаты – приходилось крутиться. Владивостокцев во многом выручило именно азиатское соседство: шмотки из Китая, «доширак» и соки из Кореи, тачки из Японии. Зелёный Угол де-факто стал одним из градообразующих предприятий Владивостока.

…Рынок рос. Рэкетиры переодевались из «адидасов» сначала в малиновые, потом в нормальные костюмы. «Барыги» нанимали для сидения вместо себя на Зелёнке продавцов, учреждали всяческие ПБОЮЛ и ООО. Сначала практиковались круизы в Японию, потом необходимость в этом отпала: заказчики стали всё чаще забирать покупку уже на российском берегу. Набрали популярность автоаукционы. Ехать во Владивосток из Сибири готов не всякий; то ли дело – выбрать при помощи интернета приглянувшееся авто, изучив аукционный лист со всеми выявленными «коцками», и оплатить покупку вместе с доставкой до родного города.

Прошлого не вернуть. Дешёвые и фантастически надёжные «японки» из нашей жизни исчезли, кажется, навсегда – по целому ряду причин. Золотой век правого руля давно позади. И всё равно во Владивостоке ещё долго будут вспоминать времена, когда свежие – только что из Японии – тачки стоили копейки, когда их меняли на квартиры, а какой-нибудь рогатый «чайзер» или «марк» провожали восторженными взглядами мальчишки.

С Уважением, Маглипогода!

Дисклеймер. Материалы, размещенные на данном сайте не являются официальными и не могут быть использованы, как эталонные! Все материалы предоставляются по принципу «как есть», без каких-либо явных или подразумеваемых гарантий. Команда проекта «Маглипогода» не несет и не может нести какую-либо ответственность за последствия использования этих материалов. При использовании материалов сайта, активная гиперссылка на соответствующую статью или страницу обязательна, при этом любое искажение оригнального текста или его рерайтинг строго запрещены!

Поддержите сайт!

Вам может также понравиться...

Подписаться
Уведомление о
7 Комментарий
Популярные
Новые Старые
Встроенные Обратные Связи
Просмотр всех комментариев
7
0
Хотелось бы услышать ваши мысли, пожалуйста, прокомментируйте.x