Как было тогда?!

Главная Форумы Погода Как было тогда?!

В этой теме 11 ответов, 6 участников, последнее обновление  Alex Brook 1 месяц, 1 неделя назад.

Просмотр 12 сообщений - с 1 по 12 (из 12 всего)
  • Автор
    Сообщения
  • #3483

    Хамелеон
    Участник

      Решил открыть новую тему, в которой каждый может написать свои воспоминания интересных погодных явлений на сегодняшнее число…

      #3484

      Хамелеон
      Участник

        Падал прошлогодний снег: история самых сильных снегопадов во Владивостоке

        Из года в год ситуация на дорогах города не меняется . . .

        Любой, даже несерьезный, снегопад для жителей Владивостока оборачивается вполне серьезными проблемами: словно по мановению волшебной палочки с остановок пропадает общественный транспорт, дороги сковывают многокилометровые пробки, а нерасчищенные вовремя сугробы грозят превратиться под действием неустойчивых температур в глыбы льда, которые еще долгое время будут «украшать» городские улицы.

        Первый снегопад в этом сезоне обрушился на Приморье уже в начале ноября и доставил, как обычно, массу неудобств жителям региона. Несколько десятков аварий, перекрытая объездная трасса, сумасшедшие пробки и сокращенный рабочий день – все это жители краевого центра пережили только в начале зимы. Несмотря на то, что синоптики в круглосуточном режиме мониторят ситуацию, а уведомления о предстоящей непогоде поступают обычно заранее, что-то мешает Владивостоку справиться с ударом стихии. Наверняка каждый горожанин без труда вспомнит участки, которые остаются неубранными, пока снег и лед самостоятельно не растает. PRIMPRESS вспомнил самые громкие зимние катастрофы и какие сюрпризы и последствия они принесли городу.

        Заснеженные нулевые и обесточенный город

        Начало 2001 года выдалось очень снежным – прямо перед Рождеством, 6 января, на юг Приморского края буквально обрушился снежный шторм. Тогда за пару часов разгула стихии в Находке, Уссурийске и во Владивостоке выпала месячная норма осадков. Снег шел целые сутки, а уже 7 января природа добила жителей портового города низкими температурами и сильным ветром, которые пришли из Арктики. Авиасообщение парализовало, были отменены все паромы, дороги Владивостока встали. Около 100 единиц техники расчищали город всю ночь, но снега меньше не становилось, и утром горожан вновь ожидали пробки.

        Погода дала городу сутки, чтобы оправиться, и 9 января продолжила свою снежную вакханалию: два циклона принесли в регион очередной сильный снегопад, который выдал лишь за сутки двухмесячную норму осадков. На два дня в школах были отменены занятия, а на предприятиях – сокращено рабочее время. Юрий Копылов, тогдашний мэр города, подвергся критике со стороны горожан, которые посчитали, что глава города забросил работу по ликвидации снегопада. Уже через несколько дней, 12 января, в край вернулись крепчайшие морозы, которые лишили Владивосток электричества. Именно в этот момент в городе был зафиксирован рекордный минимум – 42 градуса ниже нуля. В школах вновь были отменены занятия на два дня, а в районах Приморья детям решили продлить новогодние каникулы на две недели. Энергетический кризис нарастал с каждым днем – горожане сидели без света по 18 часов в сутки.

        Спустя год, 6 января 2002 года, Владивосток снова накрыла сильная метель. На этот раз непогода полностью сковала движение транспорта. Городские службы не смогли оперативно расчистить автомобильные дороги, а горожане буквально дрались на остановках за шанс попасть в автобус. Скорая помощь также не могла оперативно приехать к больному и задерживалась на час-два. К Рождеству ситуация в городе не улучшилась, и, когда горожане после праздников отправились на работу, город вновь опутала паутина заторов. Ситуацию усугубляло и то, что некоторые маршруты общественного транспорта в этот день вообще не работали.

        Осень 2002 года также принесла сюрприз жителям Приморского края. Разбушевавшийся 26 октября снегопад оставил после себя метровые сугробы и порванные провода. Однако Владивосток пострадал меньше остальных городов. Всего по краю после этой метели без электричества и тепла остались около 25 поселков, а в семи районах Приморья и вовсе была объявлена чрезвычайная ситуация.

        Раз в 80 лет

        Следующие два года зима в Приморье немного успокоилась и, судя по всему, набирала силу перед новым ударом. В декабре 2004 года на город обрушился сильнейший за последние 80 лет снегопад. Метель пришла со стороны Китая и всего за одну ночь, с 20 на 21 декабря, выдала двухмесячную норму осадков.

        После снежной ночи утром на маршруты не вышли автобусы и троллейбусы. Некоторые дома были завалены снегом по самые окна первого этажа, и даже центральные улицы оставались нерасчищенными. Как и в предыдущие снежные циклоны, школьникам разрешили не ходить на учебу, а авиасообщение прекратилось на несколько дней. После природа снова взяла тайм-аут и не тревожила жителей и, главное, власти своими капризами.

        В 2006 году проверку снегопадом пришлось пройти новому градоначальнику Владивостока. Снег шел непрерывно 27 часов. Владимиру Николаеву не удалось справиться с задачкой, которую преподала погодой: спецтехника оперативно не справлялась, снег оставался лежать на дорогах, а автобусы перестали ходить. Отчаянные горожане опаздывали на работу, а отчаявшиеся – даже не пытались добраться. Ситуация усугубилась под вечер, когда температура стала повышаться и снег сменился на дождь. Ночью все это замерзло, и десятки автомобилистов побили свои и чужие авто на голом льду. После этих испытаний мэр Владимир Николаев удостоился прозвища Вова Гололед, которым наградили его «за заслуги» в ликвидации последствий снегопада рассерженные горожане.

        Снежная весна

        Стихия продолжила отрываться на Приморье в феврале и марте 2007 года. Всего 50 мм снега припорошило Владивосток в День всех влюбленных, придав празднику больше романтики и доставив местным жителям немного неудобств: дороги вновь не были оперативно расчищены, и город в очередной раз захлебнулся в пробках.

        Следующий разгул стихии пришелся на начало весны. Снегопад, обрушившийся на край 4 марта 2007 года, переплюнул тот, что накрыл город в 2004 году, и стал самым сильным за 130-летнюю историю метеонаблюдений. Во Владивостоке был объявлен режим ЧС: закрылись порты, на маршруты не вышел ни один вид транспорта, школьники и студенты не учились, но вышли на расчистку снега. На помощь коммунальщикам пришли солдаты-срочники, курсанты и работники предприятий.

        В декабре 2009 года снегопады продолжили проверять готовность городской администрации. К концу дня 5 декабря в городе буйствовала метель, которая принесла сразу трехмесячную норму осадков. Тех, кто пытался ликвидировать ее последствия и хоть как-то разгрузить город, заметало сразу же. Несмотря на то, что на дорогах работало около 100 единиц снегоуборочной техники, пробки не пощадили горожан, и люди, добираясь с работы домой, стояли в них по нескольку часов. Из-за стихии были закрыты паромная переправа и воздушное сообщение.

        На этом злоключения только продолжились. Так, из-за большого количества снега крыша одного из крытых катков обвалилась прямо на искусственный лед. К счастью, трагедии удалось избежать, и никто из людей не пострадал. Люди ежедневно толпами приходили в травмпункты: кто-то поскользнулся и ударился, а кто-то обеспечивал себя гипсом на ближайшие месяцы.

        Горожане, недовольные качеством уборки снега, скинулись и подарили мэру города Игорю Пушкареву красивую новую лопату, чтобы тот хоть как-то мог убрать снег в городе. Некоторые выразили свое недовольство еще красноречивее: в районе остановки «Некрасовская» на виду у всех долгое время красовалась двухметровая непристойная фигура из снега, фотография которой тут же попала во все новости, блоги и газеты.

        Неожиданный шторм

        Осень 2010 года стала не столько снежной, сколько ледяной. Шторм с 8 на 9 ноября обернулся страшной гололедицей. Автомобилисты на многочисленных горках буксовали, сталкивались друг с другом и создавали заторы. Ночью 12 ноября снегопад, про который синоптики неоднократно говорили ранее, застал врасплох людей и городские службы. Примечательно, что на толстый слой льда выпал снег, и теперь улицы города представляли реальную опасность для людей. Серьезным препятствием стали тротуары и лестницы, которые никто не убирал и даже не посыпал песком. Люди ломали руки, ноги, ключицы, получали сотрясение мозга. Травмпункты не справлялись с таким наплывом.

        «День жестянщика» в 2012 году пришелся на 19 ноября. Неожиданные холода после нескольких дней тепла пришли в город. С утра начал сыпать снег, а ближе к обеду город встал, росло число аварий. Всего за сутки было зарегистрировано 200 ДТП.

        В 2014 году в первый день зимы во Владивосток пришли все зимние виды циклонов: дождь, снег, метель, гололед, сильный ветер. Снег продолжался недолго, к обеду все дороги покрылись льдом. Автомобилисты не рискнули ехать на своих авто на работу и передвигались на общественном транспорте. Кто-то бросал автомобили около предприятий – боялись попасть в аварию по пути домой.

        Ледяное крещение

        В 2016 году мощный снегопад нагрянул на православный праздник Крещение Господне. Несмотря на сильную метель и перекрытую трассу Де-Фриз – Патрокл, горожане поехали окунаться в прорубь на Спортивной набережной. К утру замело подземные переходы и многочисленные лестницы.

        Новый сезон зимы 2016-2017 стартовал уже в октябре – 22 числа в Приморье выпал первый снег, а сильный циклон накрыл Приморский край уже 7 ноября. За все время, которое снег шел в регионе, выпало около 45 миллиметров осадков. По словам синоптиков, в отдельных районах Приморья общее количество выпавших осадков достигло 2-3 декадных норм.

        На многих предприятиях Владивостока был введен сокращенный рабочий день, автолюбителям рекомендовали по возможности не выезжать на дороги города без крайней необходимости, а в случае выезда соблюдать зимний режим вождения. Утром 8 ноября школьникам разрешили не посещать уроки.

        На долю автомобилистов, как всегда, выпало немало испытаний. Из-за того, что многие жилые дома расположены на сопках, водители рисковали и штурмовали заледенелые подъемы. Лишь к 12 часам 7 ноября в дежурной части ДПС ГИБДД Владивостока было зарегистрировано 22 вызова для оформления ДТП. Уже к концу дня цифра зарегистрированных аварий увеличилась до 83. Некоторые дорожно-транспортные происшествия носили массовый характер.

        Считается, что зимы в Приморье бывают морозными и малоснежными. Однако уже наступивший месяц может подарить нам сразу несколько снегопадов: сильный снег наиболее вероятен в конце второй и третьей декад. С какими испытаниями предстоит нам столкнуться очередной малоснежной зимой, остается только догадываться.

        — —
        © PRIMPRESS.RU

        #3634

        Маглипогода
        Хранитель

          Самый интересный момент был у меня на день моего проводы в армию. Тогда природа что то вытворяли чудеса. Видел смерчь в воздухе, наблюдал за ним как он опускался, но до земли так и дотронулся. Затем гроза страшной мощью обрушилась, после охлаждение тучи. Это было красиво и было это в Валентине. После этого у меня появилась мечта – погонятся за торнадо, ну как в фильме смерч. Так и не сбылась.

          #3742

          В 2002 году, летом, утром после восхода солнца в Артёме я видал грозу с настолько тёмными облаками, что на её время стало темно как ночью!

          #3792

          Termizloy
          Участник

            #3793

            Termizloy
            Участник

              #3830

              Termizloy
              Участник

                Метеостанция «Владивосток» отмечает свой 100-летний юбилей 23.01.2017 16:51 В январе свой 100-летний юбилей отмечает метеорологическая станция «Владивосток». Несмотря на солидный возраст, она является далеко не первым пунктом регулярных метеонаблюдений в столице Приморья. Первые постоянные метеорологические наблюдения были начаты в феврале 1873 года, когда на северном берегу бухты Золотой Рог была открыта первая метеостанция «Владивосток — порт». Первоначально наблюдения за температурой и влажностью воздуха, направлением и скоростью ветра, облачностью и атмосферными явлениями проводил всего один человек. В 1936 году новая программа наблюдений предусматривала увеличение количества сроков до четырёх, поэтому штат также вырос. Сегодня на месте станции располагается морской гидрологический пост, где проводятся наблюдения за температурой и уровнем морской воды в бухте. В 1898 году начала работу вторая метеостанция — «Владивосток — железная дорога». Она просуществовала всего 3 года. Третий пункт наблюдений был открыт в 1905 году и назывался «Владивосток — воздухоплавательная рота». В 1905 году станция располагалась на площадке, заложенной на одной из сопок, которые разделяют бухты Большой Улисс и Патрокл. Спустя 8 лет станцию перенесли на пологий участок сопки ближе к бухте Большой Улисс, а в 1918 году она была закрыта. В канун 1917 года была организована станция, которой и посвящена наша статья. Первоначально этот пункт наблюдений носил название «Владивосток — обсерватория». Метеорологическая площадка была размещена на западном склоне сопки Орлиное гнездо, выше жилых домов. В феврале 1959 года из-за застройки окружающей территории новыми жилыми домами станция была перенесена на северо-западный склон сопки Буссе, где она работает и по сей день. Площадка располагается на сопке высоко над жилыми домами и промышленными объектами, и поэтому второе, неофициальное её название — «гора». За годы своей работы метеостанция «Владивосток» внесла огромный вклад в изучение климатических и погодных особенностей краевого центра и бухты Золотой рог. И сегодня работа станции не потеряла своей ценности. На основе данных этого пункта наблюдений синоптики Примгидромета составляют прогнозы погоды, выпускают штормовые предупреждения, от которых зачастую зависит режим работы многих предприятий, портов, коммунальных и жизнеобеспечивающих служб всего Владивостока. Кроме того, сегодня метеостанция «Владивосток» служит полигоном для отработки новых технологий сбора гидрометеорологической информации. Здесь установлена автоматическая метеостанция, отрабатываются новые системы связи и новое оборудование. Данные автоматических наблюдений отображаются на главной странице сайта «Примпогода». Информация о фактической погоде, собранная на этой метеостанции, регулярно распространяется в эфире многих городских и краевых СМИ. Без преувеличения можно сказать, что с работой метеостанции «Владивосток» знаком практически каждый житель нашего города. У пункта наблюдений «Владивосток — гора» есть ещё одна интересная черта — это большая кузница кадров для Примгидромета, а также отличная база практики студентов Владивостокского гидрометеорологического техникума и ДВФУ. С первых лет работы станции здесь набирались опыта будущие специалисты и руководители. И сегодня в Примгидромете работают люди, которые начинали свой трудовой стаж в Гидрометслужбе именно на метеостанции «Владивосток — гора». Более 30 лет коллективом станции руководил Александр Петрович Петренко — заслуженный метеоролог РФ, грамотный специалист, имеющий хорошую теоретическую подготовку и огромный практический опыт. В отделе государственной сети наблюдений Примгидромета отметили, что Александр Петрович выполнял свои обязанности добросовестно и ответственно, часто сам заступал на круглосуточные дежурства и постоянно заботился об улучшении и облегчении труда своих работников. Сейчас станцией руководит Виктория Антонова — молодой, целеустремленный специалист. Под её руководством коллектив станции хорошо выполняет свою работу. Безусловно, эта метеостанция жизненно необходима Владивостоку, поэтому она будет работать, и её своевременная и точная информация ещё не раз поможет городу подготовиться к ударам стихии. 100 лет для пункта наблюдений «Владивосток — гора» — это лишь краткая передышка для подведения некоторых промежуточных итогов в большой и важной работе, необходимой каждому из нас. © Фото — Ася Орлова Источник — Пресс-служба Примгидромета

                Читать далее: http://primpogoda.ru/articles/gorod/meteostanciya_vladivostok_otmechaet_100letnij_yubilej
                Copyright © Примпогода

                #6194

                Dr.Evgenii
                Участник

                  Из архивов погоды Хабаровска:
                  самые сильные порывы ветра в этом столетии были 26 или 27 октября 2002 года 26 м/ с. И это только по данным метеостанции.
                  Самый сильный снежный буран был в ночь с 1 на 2 декабря 2014 года. Срывало фрагменты кровли, отключался свет, люди бросали машины прямо посреди улиц и вереницей пробирались пешком прямо по проезжей части. Тогда атмосферное давление упало до рекордных 726 мм.рт.ст. при норме в 760.
                  Самый ранний дождь был 12 февраля 2016 года.
                  Максимальная температура составила +36°С – июнь 2010, минимум был в январе 2011 -40°
                  Серьёзные последствия вызвали отголоски тайфуна чан-хом 13-14 июля 2015 года. Ливни вызвали опасные подъёмы рек в крае, а в городе повалило огромное количество деревьев.

                  #6195

                  Маглипогода
                  Хранитель

                    Получилось?

                    #6527

                    Alex Brook
                    Участник

                      Немного о состоянии метеорологических станций в России.
                      Когда появились метеостанции и почему в последние десятилетия наблюдается их сокращение?

                      📍В России и бывших странах СССР существуют или существовали следующие бюллетени, отражающие изменение климата за определенный период (как правило готовятся научными учреждениями Росгидромета на основе оперативных наблюдений):

                      – ежемесячные “Данные мониторинга климата” с 1984 г.;
                      – ежегодные “Изменения климата России” с 1997 г.
                      -Метеорологический ежемесячник СССР, часть 1 “Ежедневные данные”.

                      📍Первые метеостанции появились в России в 1750-х гг.; планомерное развитие их сети началось после принятия “Декрета об организации метеорологической службы в РСФСР” (июль 1921 г.); в азиатской части страны регулярные метеонаблюдения начались позднее. К 1936 г. количество действующих длиннорядных станций (содержащих сведения с 1886 г. и ранее) составило 338; в 1951-1989 гг. на территории бывшего СССР работали 455 станций 1 разряда. В зависимости от объема наблюдений и работ подразделяются на 3 разряда.

                      📍Метеорологические станции 1-го разряда осуществляет наблюдения, обработку данных и управление работой метеостанций 2-го и 3-го разряда, а также обеспечивают организации и предприятия сведениями о метеорологических условиях и материалами по климату. Метеорологические станции 2-го разряда проводят наблюдения, обрабатывают и передают данные по результатам наблюдений. Метеорологические станции 3-го разряда проводят наблюдения по сокращенной программе. Кроме того существуют метеообсерватории, проводящие наблюдения по расширенной программе, и напротив, временные метеопосты. Вплоть до 1991 г. все данные со всех станций (включая даже метеопосты на территории заповедников и агрономические в колхозах и совхозах) собирались региональными центрами и были (теоретически) общедоступны, естественно, на бумажных носителях. После развала СССР эта в целом неплохо отлаженная система развалилась тоже, ряд региональных архивов (например, архив центра всех полярных станций СССР в Диксоне) были попросту брошены и впоследствии утрачены.

                      📍Кроме метеостанций Государственной Гидрометеорологической службы, существуют ведомственные станции, из которых наиболее широкая сеть – метеостанции аэропортов. Они практически не прерывали деятельность, но в некоторые периоды качество их данных, предназначенных для узкоспециальных целей обеспечения полетов, оставляло желать лучшего в ряде показателей. Например, если верить данным о направлении ветра одного из аэропортов России, с которыми приходилось иметь дело, в районе наблюдаются лишь СВ и ЮЗ ветра.

                      📍Сегодня в России сохранились 1691 метеостанций, из них лишь 156 станций с непрерывными наблюдениями в течение всего ХХ в. В ряде регионов страны (Арктика, центральные районы Сибири и Дальнего Востока) плотность метеостанций сократилась в разы и десятки раз (например, на Таймыре из более чем 15 метеостанций на настоящий момент осталось 5), периодически всплывающие инициативы о восстановлении гидрометеорологической сети хотя бы путем установки автоматических станций практически не реализуются. В частном разговоре с одним из ветеранов Росгидрометцентра было сказано, что для создания прогнозов сейчас приходится руководствоваться нормативами военного времени, когда метеоинформация с огромных территорий была по понятным причинам недоступна. Кроме этого, существуют некоторые отставания и недоработки в методах сбора метеорологических данных по сравнению с другими европейскими странами.

                      📍После 1991 г. было официально объявлено, что метеоданные предоставляются исключительно на коммерческой основе, в значительной части эта ситуация сохраняется и сейчас. Первым ресурсом в России, обеспечившим свободное предоставление ряда архивных метеоданных, стал сайт Всероссийского научно исследовательского института гидрометеорологической информации в г. Обнинске, опубликовавший данные по температуре воздуха и осадкам по 223 метеостанциям б. СССР с момента основания станций по 31.12.1995 (а впоследстствии до 2006 г.). Оперативные данные об основных метеопоказателях (однако не всегда достоверные) предоставляло очень много ресурсов, на некоторых из метеосайтов можно было получить и небольшие объемы архивной информации в виде графиков.

                      #7027

                      Alex Brook
                      Участник

                        «Вопросы климата принимают политическую окраску»
                        Глава Росгидромета Максим Яковенко рассказал “Ъ” о рисках, связанных с погодой и наблюдением за ней
                        https://www.kommersant.ru/doc/3515951
                        — А качество текущего прогноза погоды и ошибки в нем тоже связаны с тем, что погода глобально меняется?

                        — Нет, качество предсказаний связано, во-первых, с наблюдательной базой, с тем, как вы собираете первичную информацию. Во-вторых, с вычислительными мощностями: как вы все это быстро просчитываете. Причем считать надо по «шарику», вы не можете только по России считать. Если вы проанализируете, у кого находятся топ-500 суперкомпьютеров в мире, то на первых строчках окажутся национальные метеослужбы — такое оборудование обходится в €50–100 млн, причем иностранные метеослужбы стараются раз в два года его менять. Аналогичный компьютер появился уже и в России, мы его сейчас устанавливаем, его производительность — 1,3 петафлопса вместо нынешних 0,3. Для сравнения: у британской метеослужбы — 16 петафлопс, у швейцарцев и французов — 6, у американцев — 4, у китайцев — сейчас 4, будут ставить 8. То есть наше отставание вычислительных мощностей значительно. Ну, и в-третьих, качество зависит от прогностической модели или программы, на которой все это считается. Она должна усваивать данные, вычислять ошибки, восстанавливать пропущенные данные. Хорошая программа также стоит до €0,5 млрд.

                        #10551

                        Alex Brook
                        Участник

                          Циклоны и антициклоны и их роль в прогнозировании погоды.
                          Глава 1.
                          На пути к синоптической карте.

                          Более трехсот лет тому назад выяснилось, что воздух над пунктом не постоянный. В атмосфере происходят какие-то волны давления, которые четко связаны с погодой. При низком давлении часто идет дождь, при высоком – светит солнце. Теперь мы знаем, что волны давления являлись следствием прохождения через пункт циклонов и антициклонов. Немецкий физик Отто фон Герике впервые обнаружил эти барические образования инструментально с помощью им же изобретенным примитивным барометром. Характер погоды стали считать целиком зависящим от давления. Но как бы ни хорош был барометр для предсказаний изменений погоды, метеорологи прекрасно понимали, что наблюдений за давлением в одном пункте явно недостаточно. Ведь области пониженного и повышенного давления, с которыми связана погода, имеют очень большие размеры и перемещаются в соответствии с определенными законами. Чтобы лучше понимать сущность этих законов пришлось научиться строить карты погоды. Попытку первыми создать метеорологическую сеть предприняли англичане в 1723 году. Спустя несколько лет, в 1732 году, сеть метеорологических станций возникла и в России, причем совершенно в неожиданном месте – в Сибири. Северная экспедиция, задуманная еще Петром I, охватила наблюдениями огромные пространства от Екатеринбурга до Якутска.
                          Впервые увидеть на географической карте циклоны и антициклоны, о существовании которых раньше исследователи только догадывались, удалось талантливому французскому ученому – Урбену Леверье.
                          В дальнейшем попытки практического предсказания штормов во многих странах Европы и в США были предприняты английским капитаном Робертом Фицроем. В 1873 году в Вене проходит первый международный метеорологический конгресс, решения которого имели далеко идущие последствия. На конгрессе были заложены основы Всемирной метеорологической организации, которая до настоящего времени координирует метеорологические исследования на Земле. Первая синоптическая карта в России, правда очень небольшая по охвату территории, была составлена в 1872 г. в Главной физической обсерватории. Организация службы погоды – заслуга моряка по профессии и метеоролога по призванию М. А. Рыкачева.

                          Глава II.
                          На пути к циклону и антициклону.

                          Следующий решительный шаг на пути к прогнозам погоды был сделан только через полвека. Длительный этап наблюдений за погодой и накопления фактов завершился их теоретическим обобщением. И произошло это в маленькой Норвегии в самом конце первой мировой войны. Норвежец Вильгельм Бьеркнес на берегу неспокойного Норвежского моря в городе Берген организовывает свой геофизический институт. Он ближе всех подошел к динамике возникновения таких крупных барических образований, как циклоны и антициклоны. Главное, что удалось обнаружить Бьеркнесу, это то, что на синоптических картах он выделил две примечательные линии, на которых имеют тенденцию особенно сильно сходиться ( конвергировать ) воздушные потоки. Линии конвергенции разделяют в циклоне области теплого и холодного воздуха. Более того, зоны дождей, шквалов и гроз также ” привязаны ” к этим линиям. Норвегии, изолированной от метеорологической информации не оставалось ничего другого, как организовать на своей территории частую сеть метеорологических наблюдений. В распоряжении Бьеркнеса были самые подробные синоптические карты погоды. На картах норвежского ученого циклон выглядел как сложное барическое образование с характерным распределением температуры воздуха, облачности и осадков. Оказалось, что теплый воздух затягивается в циклон не по всей его восточной (правой) половине, а в достаточно ограниченном секторе, расположенном в южной и юго-восточной частях циклона между двумя линиями конвергенции. Облачность и осадки распределены в циклоне неравномерно. Обложные дожди выпадают преимущественно перед первой (восточной) линией сходимости воздушных потоков, а также в центре циклона. Ливневые дожди и грозы сосредоточены в узкой полосе вдоль второй (западной) линии конвергенции. Открытие и изучение линий конвергенции в циклоне, в которых резко меняются свойства воздушных масс, стало важным научным завоеванием метеорологической школы. Эти линии впоследствии были названы атмосферными фронтами. Поскольку в умеренных широтах циклоны обычно перемещаются с запада на восток, через пункт наблюдений сначала проходит восточный фронт циклона, за которым поступает теплый воздух. Этот атмосферный фронт был назван теплым. В окрестностях теплого атмосферного фронта теплый воздух активно наступает на линию фронта, движется практически перпендикулярно к ней, а холодный воздух переносится почти параллельно этой линии, т.е. медленно от нее отступает. Следовательно, теплая воздушная масса догоняет и перегоняет холодную. Затем к пункту наблюдения приближается западный (холодный) фронт циклона, при прохождении которого температура воздуха резко падает. Около холодного атмосферного фронта динамика иная: холодный воздух догоняет теплый и стремительно вытесняет его вверх. Принцип фронтологического анализа стал высшим достижением изобарической синоптики и главной научной базой прогнозов погоды вплоть до конца 40-ых годов нашего столетия. Новый скачок в изучении крупных барических образований произошел в 60-ые годы, с внедрением в метеорологическую науку ЭВМ.
                          Итак, циклон – это атмосферный вихрь, который приносит с собой ненастье и резкие изменения температуры. В северном полушарии воздух в циклоне вращается против часовой стрелки и при этом слегка стремится к центру вихря таким образом, что траектории отдельных частиц воздуха напоминают спирали. Сходящийся к центру циклона воздух медленно поднимается вверх, а в поднимающемся воздухе всегда образуются облака, из которых выпадает либо дождь, либо снег. В тех районах, где циклон еще относительно “молодой” (в начале траектории) как раз и отмечаются зоны сильных осадков.
                          Противоположностью циклона по всем параметрам являются антициклоны. Воздух движется в нем по часовой стрелке, растекаясь от центра к периферии и одновременно оседая к земле. Поэтому в антициклоне никогда не бывает мощных кучевых облаков, а небо чаще всего ясное. Кроме того, антициклон не усиливает контрасты температур как циклон, а размывает их. Погода в антициклоне безветренная, сухая и малооблачная. В Евразии есть область (центр ее находится примерно в Забайкалье), которую циклоны старательно обходят стороной. С ноября по март здесь устанавливаются обширные малоподвижные антициклоны с очень холодной и сухой погодой. В отдельные годы сфера их влияния расширяется до Урала и Волги, иногда распространяется и дальше. Отсюда приходят в коренную Россию сибирские морозы. Возникают антициклоны и летом. В летних антициклонах стоит ясная и жаркая погода, а порой отмечается даже засуха. Лишь иногда в утренние часы все пространство, занятое антициклоном покрывается плотной однородной пеленой тумана. Это случается и зимой и летом, когда воздух в антициклоне достаточно влажный. Возникнув, антициклон может держаться на одном месте и неделю, и месяц, и даже целый сезон. Такие ситуации чреваты сильными засухами, и их предсказание – одна из главных задач долгосрочного прогнозирования.

                        Просмотр 12 сообщений - с 1 по 12 (из 12 всего)

                        Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.